С началом навигационного периода туристические компании приглашают всех желающих отправиться в круиз по Волге, чтобы, проплывая по красавице реке, греться в лучах ласкового солнца на палубе комфортабельного теплохода, всматриваться в лазурь неба с плывущими облаками, любоваться красивейшими пейзажами новых мест и наслаждаться тишиной вдали от городской суеты.

И мы решились…


 

Заранее до предполагаемой даты начала круиза обратились в турагенство, где нам предложили путевки на теплоход «Цезарь», следовавший по маршруту Нижний Новгород – Самара. Такой вид отдыха пользуется большим спросом в России, поэтому свободных мест на этот рейс было не так уж и много. Менеджер предложила нам двухместную одноярусную каюту увеличенной площади на главной палубе с душем, туалетом, телевизором и холодильником - такой вариант нас полностью устроил. Оставалось только запастись терпением и дождаться начала путешествия…

 

 

 

Нижний Новгород


Город встречал нас теплой солнечной погодой. Поезд прибыл ровно по расписанию, до посадки на теплоход оставалось еще шесть часов, поэтому, не мешкая,мы взяли такси и отправились на экскурсию в историческую часть города, к Нижегородскому кремлю. К нашему удивлению, в Нижнем тоже есть пробки, и как объяснил нам таксист, из-за затянувшейся реконструкции обветшавшего Канавинского моста. С апреля 2010 г. по нему разрешено движение только легковых автомобилей и то по двум крайним полосам. Основная часть маршрутов пассажирского транспорта перенесена на метромост. И хотя в городе четыре автомобильных моста, ситуация на дорогах остается напряженной.

Через полчаса мы подъехали к Нижегородскому кремлю. Каменный Кремль начала XVI в. с двухкилометровой кирпичной стеной, увенчанной 13-ю сторожевыми башнями, – поражает своим величием. А когда поднимешься по крутым ступеням к подножию Кремля и увидишь, какой живописный вид открывается на Оку, впадающую в Волгу, на Нижний Новгород, украшенный златоглавыми куполами церквей, – понимаешь, что не зря проделал такой долгий путь, чтобы насладиться таким великолепием. Достаточно один раз увидеть нижегородские пейзажи, чтобы они остались в памяти на долгие годы. Кафедральный собор Александра Невского, Печерский Вознесенский и Благовещенский монастыри – поверьте, в Нижнем есть, что посмотреть. Но время летит незаметно. Объявлена посадка на теплоход. Уже звучит команда отдать швартовы, и мы отправляемся в путь. Но пассажирам сложно уйти с палубы: невозможно оторвать глаз от панорамы правого берега, на котором находится верхняя часть города, с красивыми старинными домами, церквями, Кремлем. Вид портят только новостройки 80-х годов и реконструкция набережной.

 

 

 

 

Чебоксары


Теплоход подплывал к Чебоксарам, или, как еще называют город местные жители, – Шупашкару. «Матерь-Покровительница», монумент-символ столицы Чувашской республики, радушно распростерла свои объятия для всех гостей этого славного града, который в начале 2000-х гг. пережил второе рождение и из тихого провинциального городка превратился в культурный центр, не уступающий по величию ни Нижнему Новгороду, ни Казани, с массой новых невысоких зданий, чистыми улицами, облагороженной территорией. На берегу нас встретили экскурсоводы в национальных костюмах с песнями и плясками и повели на трехчасовую экскурсию по Чебоксарам. В этом городе есть все: и замечательное пиво, и вкусный шоколад, и качественный трикотаж. Показали нам Введенский собор 1651 г. постройки, церковь Михаила Архангела (1702), Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1763), новое здание Дома Правительства, мемориальный парк «Победа», ознакомили с экспозицией Чувашского государственного музея и пр. достопримечательностями. До отправления теплохода оставалось еще три часа. Кто-то провел это время, катаясь на катамаране по Чебоксарскому заливу, кто-то отправился на городской пляж поплавать в Волге и позагорать на солнышке. В семь вечера «Цезарь» отчалил от пристани, и вскоре мы подплыли к Чебоксарской ГЭС. Все сооружение представляло собой две параллельные камеры, над которыми проходит автодорога и расположены ремонтные краны, слева диспетчерская на «шесте». Успешно пройдя шлюз, теплоход взял курс на Казань.

 

 

 

Казань


Несмотря на раннее утро, в Казани было по-летнему жарко. Экскурсионный автобус забрал нас у причала и направился в историческую часть города, к Казанскому Кремлю, построенному в XVI в. и расположенному в центре города, на мысу высокой террасы левого берега Казанки. На территории Кремля мирно соседствуют православный Благовещенский собор и мусульманская мечеть Кул Шариф, которая играет немаловажную роль в консолидации двух основных народов, проживающих на территории Татарстана – татар и русских. А еще Казань имеет свою «Пизанскую башню» - Сююмбике, с заметным наклоном в северо-восточную сторону. На сегодняшний день отклонение ее шпиля от вертикали составляет 1,98 м. Согласно легенде, башня сооружена по приказу Ивана Грозного после взятия Казани в 1552 г. Царь хотел жениться на царице Сююмбике, но она выдвинула условие, которое, как ей казалось, невозможно было осуществить: за семь дней построить семиярусную башню. Башню построили в срок, царица поднялась по ступеням на самый высокий ярус и бросилась вниз. Недалеко от башни находится резиденция Президента страны, и, что самое интересное, мы нигде не увидели постов охраны, туристы могут беспрепятственно гулять по всей территории комплекса.

Экскурсия продолжалась по недавно реконструированному городу. Новое обличие Казани оставило у нас приятное впечатление. Это город двух религий. Кругом церкви, мечети (что особенно необычно), красивые старинные дома с башнями и шпилями, чистые улицы. Время пролетело незаметно, и настала пора возвращаться на теплоход. «Цезарь» держал курс на Самару. Постепенно границы реки расширялись: судовой ход проходил у высокого правого берега, а левый постепенно отдалялся. Начиналось Куйбышевское водохранилище, - место, где объединяются две могучие реки - Волга и Кама.

 

 

 

Самара


Старинная часть Самары не произвела на нас сильного впечатления, поскольку нуждается в сильной реконструкции. Многие дома обветшали, им необходим капитальный ремонт. На улицах много мусора. Еще и жара портила настроение. Мы прогулялись по набережной Волги, посетили храм в готическом стиле Пресвятого сердца Иисуса, Иверский женский монастырь. Самара - многоконфессиональный город. Здесь множество православных и старообрядческих церквей, монастырей, мечетей, католических и протестантских храмов, молитвенных домов баптистов и пятидесятников. В городе много парков и скверов, музеев и театров. Так что организовать свой культурный досуг можно без проблем.

А вечером мы покидали Самару. Поезд увозил нас домой с современного самарского железнодорожного вокзала, считающегося самым высоким здание вокзала в Европе. 


P.S. Вот такое путешествие. Уже прошел месяц со дня нашего возвращения, но я до сих пор вспоминаю крутые берега Волги, покрытые густым лесом, бескрайние просторы водохранилищ, тишину и покой летнего вечера на палубе теплохода...